Alpine F1: Смена пилотов и отставка руководителя — признаки кризиса?

Новости спорта

Увольнение пилота и отставка руководителя команды всего через шесть гонок после начала сезона обычно не являются признаками процветания команды Формулы-1. Но действительно ли Alpine находится в кризисе?

Оливер Оукс неожиданно ушел с поста руководителя команды вечером во вторник, всего через несколько часов после того, как Alpine подтвердила широко обсуждавшийся секрет: Джека Духана заменят на Франко Колапинто на предстоящем Гран-при Эмилии-Романьи в следующие выходные.

Хотя первоначальные предположения о связи этих двух событий, похоже, оказались далеки от истины, это не слишком успокаивает, учитывая, что Alpine была, пожалуй, самой нестабильной командой в пелотоне за последнее десятилетие.

После появления новостей Карун Чандхок и репортер Крейг Слейтер провели специальный выпуск шоу, чтобы проанализировать ситуацию.

В чем суть неортодоксальной “ротации” пилотов Alpine?

Хотя к вечеру воскресенья на Гран-при Майами большинство медиа в Ф1 уже сообщали, что Духан потерял место в пользу Колапинто, Alpine все же удалось преподнести сюрприз, подтвердив эту замену.

Сюрприз заключался в представлении изменения состава как “ротации”, поскольку Колапинто подтвержден в качестве напарника Пьера Гасли только на следующие пять этапов сезона 2025 года.

Подобное соглашение редко встречалось в недавней истории спорта, и решение команды сделать краткосрочный характер сделки публичным также очень примечательно.

По словам Alpine, их логика такова: в преддверии крупного изменения регламента в следующем году, которое, как они надеются, позволит им резко продвинуться вверх по сетке, они хотят оценить свой пул молодых пилотов сейчас, чтобы обеспечить сильнейший состав на 2026 год.

Слейтер пояснил: “В Alpine также считают, что в следующем сезоне у них будет хороший пакет. У них двигатели Mercedes, а шасси уже очень хорошее”.

“Они могут стать одной из четырех команд, которые будут бороться за чемпионство в следующем году. Некоторые даже связывают Макса Ферстаппена с переходом в Alpine, хотя на данный момент это кажется надуманным”.

“Они верят в Гасли и хотят оценить оптимальную пару пилотов на 2026 год”.

Связана ли сделка с Колапинто исключительно с деньгами?

Есть более скептическая точка зрения на сделку на пять гонок, согласно которой все дело в деньгах.

Колапинто впечатляюще выступил в девяти гонках за Williams в конце прошлого сезона и быстро привлек значительных спонсоров и популярность в своей родной Аргентине.

Наряду с его гоночным потенциалом, его положение на южноамериканском рынке, вероятно, сыграло значительную роль в том, что исполнительный директор Alpine Флавио Бриаторе, как считается, заплатил €4,5 млн (£3,8 млн) за подписание Колапинто из Williams по пятилетнему соглашению об аренде.

Слейтер сказал: “Я узнаю, что финансовые мотивы во всем этом сыграли большую роль в его замене Духана”.

“Сумма денег, которую может получить Alpine, довольно значительна. Они, по нашим данным, заплатили Williams за получение Колапинто по этой пятилетней аренде, и, следовательно, им нужно возместить эти средства”.

“Тот факт, что это всего на пять гонок, — это необычно. Думаю, ожидается, что если он покажет себя хорошо, то останется до конца года”.

Сделка на пять гонок должна привести к выгодным спонсорским контрактам и даст Alpine возможность убедиться, что ожидаемые средства поступят.

Не повезло ли Духану, и завершена ли его карьера в Ф1?

Духан, казалось, был “ходячим мертвецом” еще до начала его дебютного сезона в Ф1; подписание Alpine Колапинто в качестве резервного пилота в январе породило слухи, что дни австралийца сочтены.

На этом фоне он находился под огромным давлением, и хотя были проблески скорости, две серьезные аварии, а также сход в Майами, сделали его уязвимым.

Хотя теоретически тот факт, что команда описывает изменение как “ротацию”, дает Духану надежду на возвращение в кокпит, есть подозрение, что следующая возможность достанется другому молодому резервному пилоту Alpine, Полю Арону.

Слейтер сказал: “Они посмотрели на Джека Духана. Это не исключено, видимо, но, думаю, ему будет довольно трудно вернуться в машину”.

“Есть еще Поль Арон и есть Колапинто. Арон и Колапинто провели по четыре теста в этом сезоне на оборудовании 2023 года, так что они смогли оценить их возможности и готовность к работе, возможно, в следующем году”.

Чандхок считает, что терпение, с которым Духан отнесся к неудобной ситуации, в которую его поставила команда, объясняется тем, что именно Alpine по-прежнему предоставляет ему наиболее вероятный путь обратно на стартовую решетку.

Чандхок сказал: “С появлением Cadillac, очевидно, много шума вокруг рынка пилотов, но я не слышу, чтобы Джек был в чьем-либо списке приоритетов”.

“Я думаю, его лучший шанс — это если Колапинто будет испытывать трудности, и они откажутся от него, дадут Джеку больше тестов и возможность немного улучшиться”.

“Что-то неладно” с отставкой Оукса?

Время отставки Оукса заставило большинство прийти к логичному выводу, что он ушел из-за недовольства решением Бриаторе о смене пилота, с которым он не был согласен. Однако это оказалось не так.

В среду Бриаторе опубликовал заявление, настаивая, что их отношения в порядке и что отставка связана с “личными” причинами, в то время как Оукс подтвердил это своим собственным заявлением.

Выступая незадолго до публикации заявлений, Чандхок поделился своими подозрениями относительно ситуации.

Он сказал: “Я чувствую неладное. Думаю, в Alpine что-то прогнило поглубже”.

“Он не ушел только из-за решения по пилоту. Он не отказался от шанса быть одним из 10 руководителей команд на вершине спорта, только из-за того, кто сядет во второе кресло”.

“Так что для меня здесь происходит что-то еще, что пока не стало явным”.

Слейтер добавил: “Все, что мне сообщили, указывает на то, что его уход не обязательно связан со сменой пилотов. Возможно, это что-то другое”.

“Возможно, это просто удобный момент для него, чтобы отойти в тень на фоне происходящего”.

Находится ли Alpine в смятении?

За последние годы в Alpine не было недостатка в драме: Оукс стал четвертым руководителем команды, покинувшим пост с начала 2021 года.

Произошло много других громких уходов из технических и руководящих отделов, в то время как команда упустила потенциально великолепный состав пилотов из Фернандо Алонсо и Оскара Пиастри, позволив обоим уйти в конце 2022 года.

Несмотря на эту нестабильность, Alpine привлекла инвестиции на сумму €200 млн (£170 млн) от группы инвесторов, включающей голливудских звезд и великих спортсменов, таких как Рори Макилрой и Энтони Джошуа.

2025 год станет последним сезоном, в котором команда, принадлежащая Renault Group, будет работать как заводская, поскольку Renault объявила в прошлом году об отмене планов по производству двигателей для сезона Ф1 2026 года и далее.

Чандхок задался вопросом, не свидетельствуют ли недавние действия команды о том, что они готовятся воспользоваться текущей популярностью Ф1 и продать команду в ближайшем будущем.

Он сказал: “Чего они пытаются достичь? Ведь они больше не заводская команда. Они пытаются строить бренд, полагаю, для Alpine, но это не массовый автомобиль”.

“Соотношение цифр и оправданности сложно определить. Они просто играют в игру оценки стоимости? В таком случае, почему бы не продать ее сейчас”.

“Если они играют в игру оценки стоимости, то почему бы не продать ее? Многое в этой ситуации до сих пор для меня не сходится. Я не понимаю их общую стратегию”.

Слейтер добавил: “Возможно, из всего этого хаоса выйдет что-то позитивное для Alpine. Но сейчас им нужно успокоиться и прекратить эту текучку”.

Алексей Вихров
Алексей Вихров

Алексей Вихров — спортивный журналист из Санкт-Петербурга с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении теннисных турниров и Формулы-1. Ведёт авторскую колонку в нескольких спортивных изданиях, где анализирует тактические аспекты игры и берёт эксклюзивные интервью у спортсменов.

Все новости спорта в реальном времени