Несмотря на то, что McLaren демонстрировала самую быструю машину на первых четырех с половиной этапах сезона Формулы-1 2025 года, стратегический ход Red Bull в квалификации Гран-при Саудовской Аравии дал Максу Ферстаппену шанс захватить лидерство в чемпионате мира.
Доминирующая форма McLaren на тренировках в Джидде заставила большинство прогнозировать, что Ландо Норрис и Оскар Пиастри, действующие чемпионы среди конструкторов, займут весь первый ряд стартовой решетки. Но субботняя вечерняя сессия обернулась настоящей драмой.
Лидер чемпионата мира Норрис разбил свою машину на первом быстром круге в Q3, из-за чего оказался 10-м на стартовой решетке, практически лишившись надежд сохранить свое лидерство над Пиастри и Ферстаппеном в общем зачете.
Инцидент также оставил чуть более восьми минут до конца Q3, чего едва хватало оставшимся гонщикам для попытки проехать два быстрых круга, если они того пожелают.
Этот вариант имел смысл только для Ферстаппена и Джорджа Рассела из Mercedes, которые на тот момент единственными сохранили два комплекта свежих мягких шин.
Пиастри завершил свой первый быстрый круг непосредственно перед аварией Норриса, зафиксировав предварительное время и использовав первый из двух оставшихся новых комплектов мягких шин.
Red Bull воспользовалась моментом, и инженер Ферстаппена, Джампьеро Ламбьязе, выпустил голландца на первую попытку, в которой он занял предварительную поул-позицию, вновь оказав давление на своих соперников.
Рассел, а затем Пиастри ненадолго возглавили протокол, прежде чем Ферстаппен, после четко проведенного пит-стопа для смены шин на свежие, вырвал поул у австралийца с преимуществом всего в сотую долю секунды.
Тот факт, что Ферстаппен смог занять предварительную поул-позицию с первой попытки, был еще более впечатляющим, учитывая, что топлива в его баке было достаточно для обеих попыток.
Ферстаппен хвалит стратегию, Хорнер говорит о минимальном запасе
Ферстаппен сказал: “Авария означала только то, что нужно было изменить подход. Я не был полностью уверен, что делать.
В конце концов, GP (Ламбьязе) сказал: “Давай заправим на два круга”. Таким образом, вы проезжаете первый круг на использованных шинах выезда из боксов, затем заезжаете на пит-стоп и переходите на новые. Вы везете больше топлива, поэтому немного медленнее на первом быстром круге.
Но это был правильный выбор. Для меня это было определенно правильным решением с точки зрения ощущения машины и приближения к пределу”.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер объяснил, что стратегия оставила команде из Милтон-Кейнс всего 25 секунд запаса для выполнения Ферстаппеном двух попыток, но также настоял на том, что наивысшей похвалы заслуживает его гонщик за еще один безупречный квалификационный круг.
Хорнер сказал: “Оставалось на грани того, чтобы сделать две попытки, на что было 25 секунд запаса, или же просто остаться и сделать одну?
Мы решили сделать две попытки, что создает давление, потому что, если возникнет какая-либо проблема, вы потеряете этот запас.
Что меня особенно впечатлило, так это то, что из-за пит-стопа нужно везти топливо.
Таким образом, на первом круге у него было на шесть или семь килограммов больше топлива, на котором он показал лучшее время, оказав давление на остальных парней. И опять же, его последний круг был выдающимся”.
Упустил ли Mercedes свой шанс?
Рассел оказался в почти идентичной Ферстаппену ситуации после аварии Норриса, но Mercedes решили дождаться только одной попытки в заключительные моменты.
Британец сказал, что вариант с двумя попытками обсуждался, и что решение не использовать его в конечном итоге заставило его быть более осторожным в своей единственной попытке.
“Обсуждалось скорее начать на новых, а затем поставить использованные”, – сказал Рассел.
“Я уверен, что это обсуждалось на пит-уолл. Я не в курсе каждого разговора, потому что в этот момент я просто управляю машиной и доверяю команде. Но мы обсудим это позже.
Как гонщик, просто зная, что у тебя есть только один круг… особенно на такой трассе, нужно быть полностью сосредоточенным.
Первый поворот… ты выжимаешь из шин все возможное, пока они холодные, и у меня не было уверенности, чтобы давить на них еще сильнее в холодном состоянии. Я потерял немного времени на круге из-за того, что мои шины были немного горячими, потому что я был слишком осторожен с ними”.
Что касается Пиастри, он рассказал, что McLaren также рассматривала возможность втиснуть дополнительную попытку, но пришла к логическому выводу, что риск перевешивает выгоду.
Пиастри сказал: “Мы говорили об этом, да, но решили отказаться. Учитывая, что у меня уже было время на круге, мне не нужно было ставить еще одно.
Это было бы крайне напряженно. Как сказал Макс, ему пришлось заправиться на всю дистанцию. Этот первый круг на использованных шинах с большим количеством топлива, вы взвешиваете, сколько вы узнаете по сравнению с тем, насколько это вас собьет с толку.
Когда у вас нет времени на круге, это совсем другой сценарий. У нас же было время, и мы проехали три или четыре новых комплекта подряд. Мы решили сделать один круг в конце, и я думаю, что для нас это было правильное решение”.
Пиастри уверен, Ферстаппен осторожен в отношении гоночного темпа
Все это означает, что если Ферстаппен сможет одержать победу в воскресенье, он станет лидером чемпионата, если только Норрис не финиширует вторым.
Ферстаппен отстает от Норриса всего на восемь очков, а Пиастри на три очка отстает от своего напарника по McLaren в борьбе за титул.
Но Пиастри начнет гонку фаворитом. Преимущество McLaren над остальными командами было больше в гоночной конфигурации, поскольку они меньше страдают от деградации шин, особенно в жарких условиях.
Ключевым моментом для Пиастри будет как минимум удержать второе место на старте, тогда у McLaren будет возможность провести подрезку или перерезку Ферстаппена в гонке, которая, как ожидается, будет с одним пит-стопом, при условии, что не будет машин безопасности.
“Я думаю, у нас хороший темп. Я думаю, Red Bull и Макс выглядят здесь более конкурентоспособными, чем, конечно, на прошлой неделе [в Бахрейне]”, – сказал Пиастри.
“Сузука не совсем отличается от трасс, подобных этой, с большим количеством скоростных поворотов, поэтому для меня, по крайней мере, имеет смысл, что они немного более конкурентоспособны, и мы посмотрим, как это отразится на гонке.
Я уверен в том, что у нас есть. Здесь много зон DRS, что является приятным отличием от Сузуки”.
Пиастри упоминает Сузуку, потому что Ферстаппен лидировал от старта до финиша в Японии после аналогичного квалификационного сюрприза, но эта трасса, как известно, сложна для обгонов по сравнению с трассой Джедда Корниш.
В McLaren заявили, что после победы Ферстаппена в Японии они будут “более агрессивными”, так что воскресная гонка станет первым ключевым испытанием этой теории.
Ферстаппен, который дважды побеждал в Джидде, не уверен, хватит ли ему темпа, чтобы удержать Пиастри позади.
“До сих пор [я] не очень уверен, честно говоря”, – сказал он. “Мои длинные отрезки были не особенно хороши по сравнению с Оскаром или Ландо. Я собираюсь отдать все силы, это точно.
Значит ли это, что мне этого хватит? Я не знаю. Но машина определенно сделала шаг вперед по сравнению с тем, что мы тестировали вчера.
Так что, я надеюсь, это также поможет нам с ресурсом шин, но трудно сказать, даст ли это возможность бороться. Но, как я уже сказал, я собираюсь попробовать”.
Сможет ли Рассел одержать первую победу в 2025 году?
Нельзя сбрасывать со счетов и Рассела, который стремится продолжить свой превосходный старт сезона, отставая от Норриса всего на 14 очков в турнирной таблице.
Стартуя третьим на стартовой решетке, Расселу, вероятно, нужно будет опередить Пиастри на первом круге, чтобы получить шанс на сенсационную победу Mercedes.
“Я думаю, все зависит от первого поворота, если честно. Мы с Максом только что разговаривали. Мы оба признаем, что McLaren – явные фавориты и определенно имеют темп быстрее, чем все остальные”, – сказал Рассел.
“Если Оскар выйдет в лидеры, вы, вероятно, увидите повторение Бахрейна. Если мы останемся в том порядке, в котором квалифицировались, я думаю, что это может быть напряженная гонка до пит-стопов.
Средняя шина в этом году была прошлогодней мягкой, которую использовал только один гонщик за всю гонку. Мы видели, что шины были слишком жесткими в Японии. Мы все настаивали на более мягких шинах.
Надеюсь, это не сделает гонку однозначно однопитовой, и может быть пара разных стратегий на столе”.
“Может случиться все что угодно, но McLaren будет разочарована”
Хотя McLaren сохраняет оптимизм после квалификации, возможность того, что Ферстаппен возглавит чемпионат мира после пяти этапов, на которых McLaren потенциально доминировала, должна вызвать тревогу в команде из Уокинга, по мнению Берни Коллинз.
“У них действительно очень быстрая гоночная машина, но, как и в Японии не так давно, эти выходные в основном были посвящены тому, чтобы сегодня занять первый ряд.
Оскар добился этого, но он будет чувствовать себя немного подавленным, что это не P1. И есть вопросы к тому, чтобы выжать все из машины сегодня.
Когда у вас самая быстрая машина, и мы считаем, что это так, важно реализовать все, когда есть шанс.
Здесь в гонке может случиться все что угодно, поэтому вы должны быть готовы воспользоваться возможностями, конечно. Зак Браун хорошо это представил, но я думаю, что они будут немного разочарованы”.

                                    






