Грядущий Гран-при Австрии станет последним этапом, где чемпион мира Формулы-1 Макс Ферстаппен будет находиться на грани дисквалификации из-за штрафных баллов.
Спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселом в начале этого месяца на Гран-при Испании не только подкосило его шансы на титул в той гонке, но и добавило неприятный бонус в виде трех штрафных баллов к его суперлицензии Ф1.
Значимость этого дополнительного наказания заключается в том, что оно увеличило общее количество баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11 – всего один балл отделяет его от автоматической дисквалификации на одну гонку в соответствии с регламентом Ф1.
Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение одного года, после чего сгорают. Первые из нынешних баллов Ферстаппена сгорят только 30 июня — в понедельник после Гран-при Австрии в эти выходные.
Ферстаппен успешно провел уик-энд Гран-при Канады без новых штрафов, хотя и выражал недовольство вопросами о риске дисквалификации после квалификации, где он занял второе место на первом ряду рядом с Джорджем Расселом, который в итоге выиграл гонку, обогнав голландца.
“Никогда нельзя ничего гарантировать”, — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, комментируя шаткое положение своего звездного пилота.
“Ему просто нужно избегать неприятностей… затем первые баллы сгорят в конце июня”.
Ферстаппен не получал штрафных баллов в первых восьми гонках этого сезона до Испании — а также имел более длинные серии без штрафов в прошлом. Поэтому Red Bull, безусловно, верит, что их четырехкратный чемпион снова сможет найти правильный баланс. Но в Шпильберге, учитывая, как быстро накопились штрафные баллы Ферстаппена менее чем за год, определенно нет места даже для незначительных ошибок в борьбе колесо в колесо.
Объяснение системы штрафных баллов Ф1
Система штрафных баллов в Ф1 была введена для нарушений правил на трассе со стороны пилотов с начала сезона 2014 года. Она была разработана как дополнительный сдерживающий фактор против частых инцидентов на трассе.
Хотя спортивные санкции — такие как штрафы по времени, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в самых крайних случаях, дисквалификации — являются одними из вариантов, доступных стюардам на Гран-при для наказания тех, кто признан виновным в нарушении правил на трассе, у них также есть возможность начислить штрафные баллы — один, два или три — на суперлицензию пилота.
Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в уик-эндах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом отношении система похожа на процесс накопления баллов на обычных водительских правах за дорожные нарушения. Как и на дороге, пилоты дисквалифицируются, если набирают максимальные 12 баллов, которые в случае Ф1 учитываются за скользящий 12-месячный период.
Спортивный регламент гласит: “Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия приостанавливается на следующую Гонку, после чего двенадцать (12) баллов будут сняты с лицензии.”
“Штрафные баллы остаются на Суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они снимаются в двенадцатую (12) годовщину их начисления.”
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?
30 июня 2023 г. – 2 балла – Причина столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии.
27 октября 2023 г. – 2 балла – Вынудил Ландо Норриса покинуть трассу на Гран-при Мехико.
2 ноября 2023 г. – 1 балл – Слишком быстрая езда под режимом Виртуального автомобиля безопасности в Спринте в Сан-Паулу.
30 ноября 2023 г. – 1 балл – Излишне медленная езда и препятствование Джорджу Расселу в квалификации на Гран-при Катара.
8 декабря 2023 г. – 2 балла – Причина столкновения с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби.
1 июня 2024 г. – 3 балла – Причина столкновения с Джорджем Расселом на Гран-при Испании.
Первые два балла Ферстаппена за столкновение с Норрисом в Австрии сгорят в первую годовщину инцидента, 30 июня 2024 года. Однако следующие два балла, полученные в Мехико в прошлом году, останутся до конца октября.
Это означает, что даже если Ферстаппен избежит получения баллов, ведущих к дисквалификации, в Австрии, он останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.
Какие инциденты могут привести к одному штрафному баллу?
Гонщики могут получить от стюардов три штрафных балла за самые серьезные нарушения и один балл за менее значительные.
В четверг FIA впервые опубликовала два документа, которые стюарды используют в качестве руководства по стандартам вождения и наказаниям. Хотя эти документы не имеют нормативной силы, и стюарды принимают решения независимо от FIA на основе применимых правил, руководства рекомендуют соответствующие наказания примерно для 100 распространенных нарушений.
Как подробно описано выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты за последний год: первый — за слишком быструю езду под режимом Виртуального автомобиля безопасности в Спринте в Сан-Паулу, второй — в Катаре за излишне медленную езду перед приближающимся Расселом в квалификации.
Рассел, по совпадению, получил свой единственный текущий балл в тот же уик-энд в Катаре за несоблюдение правила, требующего от пилота держаться на расстоянии 10 корпусов автомобиля от автомобиля безопасности.
Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — и не только в гонках.
Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл к своей суперлицензии на прошлом месячном Гран-при Монако за столкновение с Феррари Шарля Леклера на пятничной практике.
Эстебан Окон, тем временем, получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд из пит-лейн, когда он выехал из боксов Alpine и столкнулся с Леклером перед выездом на стартовую решетку Спринта.
Достигал ли кто-то лимита в 12 баллов ранее?
Хотя несколько пилотов приближались к накоплению 12 активных баллов, только в прошлом сезоне — через десять лет после введения системы — кто-то достиг отметки в двенадцать баллов: Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате пилот тогдашней команды Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и Оливер Бирман занял его место на уик-энд в Баку.
До введения официальной системы последним пилотом, который был дисквалифицирован на Гран-при, был Ромен Грожан после масштабного столкновения с участием нескольких машин в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был участником инцидентов ранее в сезоне.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были дисквалифицированы в 1994 году за различные нарушения, в то время как Найджел Мэнселл был отстранен от участия в Гран-при Испании 1989 года.
Кого Red Bull может выставить на замену Ферстаппену?
Конечно, Red Bull надеется и оптимистично смотрит на то, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет “держаться подальше от проблем” в Австрии, чтобы избежать немедленного и нежелательного вопроса для команды.
Но если бы им внезапно потребовалось найти временную замену для Ферстаппена, то одного из двух пилотов, выступающих за дочернюю команду Racing Bulls — Исака Хаджара или Лиама Лоусона — почти неизбежно пригласили бы заменить его на один уик-энд рядом с Юки Цунодой.
Японец Аюму Иваса, 23 года, является более опытным резервным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных практиках обеих команд. 17-летний британец Арвид Линдблад, один из лидеров Формулы 2, также стал бы жизнеспособным вариантом после того, как на этой неделе FIA удовлетворила давний запрос команды об освобождении их протеже от требований к суперлицензии за два месяца до его 18-летия.
Текущие штрафные баллы пилотов Ф1
| Пилот | Баллы | 
|---|---|
| Макс Ферстаппен | 11 | 
| Лиам Лоусон | 6 | 
| Нико Хюлькенберг | 4 | 
| Оскар Пиастри | 4 | 
| Оливер Бирман | 4 | 
| Ландо Норрис | 3 | 
| Лэнс Стролл | 3 | 
| Карлос Сайнс | 2 | 
| Фернандо Алонсо | 2 | 
| Франко Колапинто | 2 | 
| Алекс Элбон | 2 | 
| Джордж Рассел | 1 | 
| Восемь пилотов | 0 | 

                                    






