Причины увольнения Кристиана Хорнера из Red Bull

Новости спорта

Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull стало шоком для всего спортивного мира. Самый долгоработающий руководитель команды в Формуле-1 был внезапно смещен со своей должности.

В заявлении Red Bull, подтверждающем уход Хорнера в среду, не была указана причина прекращения его работы после 20 лет во главе команды.

Мартин Брандл сообщил, что Хорнер сказал ему, будто Red Bull не назвал причину. На место британца был назначен Лоран Мекис, ранее возглавлявший молодежную команду Racing Bulls.

Внезапный уход Хорнера в середине сезона стал шоком, но турбулентный характер его последних 18 месяцев у руля оставляет множество возможных причин, по которым Red Bull могла прийти к такому решению.

Пока пыль вокруг ухода Хорнера не улеглась, мы анализируем факторы, которые могли сыграть роль в его смещении.

Снижение результатов Red Bull?

После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен с легкостью завоевал титул чемпиона мира, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, команда начала 2024 год доминирующе, одержав четыре победы в первых пяти этапах.

Но начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года, их внезапно догнали Ferrari и McLaren. Ферстаппену понадобился его ранний отрыв по очкам, чтобы удержать Ландо Норриса и завоевать четвертый чемпионский титул подряд.

Нестабильная форма со второй половины прошлого года продолжилась и в этом сезоне: Red Bull явно отстает от McLaren, и их отставание от лидеров приближается к 300 очкам к середине сезона.

Хорнер руководил командой и в периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что эта ситуация не нова. Однако внезапное снижение формы – в рамках одного цикла регламента – стало поводом для беспокойства и чем-то редко встречающимся в Ф1.

Хотя спад, несомненно, беспокоил руководство Red Bull, Хорнер всего полгода назад добился редкого достижения – четырех чемпионских титулов подряд для пилота. Поэтому только результаты этого сезона вряд ли были достаточной причиной для его увольнения.

Проблемы Red Bull со вторым пилотом

Хотя Ферстаппен, вероятно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне боксов Red Bull разыгрывалась неприятная драма для Хорнера.

Его судейство уже вызывало вопросы, когда Серхио Пересу пришлось выплатить компенсацию после его увольнения в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после продления контракта.

Ситуация усугубилась в начале этого года, когда Хорнер понизил Лиама Лоусона до Racing Bulls всего через две гонки сезона, после того как решил продвинуть новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды.

С тех пор японский пилот выступал немногим лучше, обычно финишируя позади Лоусона и его напарника по Racing Bulls Исака Хаджара.

Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Элбон, которые теперь зарекомендовали себя как очень сильные пилоты Ф1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли соответствовать Ферстаппену. Но разрыв между болидами команды в этом сезоне был более экстремальным, чем когда-либо.

Считаете ли вы это плохим выбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что болид стал слишком сложным для управления кем-либо, кроме Макса, – ни одна из этих теорий не выставляет Хорнера в лучшем свете.

«Ферстаппен или Хорнер»?

То, что Red Bull фактически стала командой одного пилота за последние пару лет, дало Ферстаппену и — возможно, что более важно — его советникам огромное влияние.

Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались прочными, того же нельзя было сказать о его отце Йосе. В начале 2024 года между ними возникла вражда, в результате которой бывший пилот Ф1 публично призвал к увольнению Хорнера.

Ситуация, казалось, стабилизировалась, но чувствовалось, что крайность конфликта сделает полное восстановление отношений трудным. Тем временем младший Ферстаппен никогда не пытался скрыть свое доверие и лояльность к отцу.

Учитывая это, перенесемся в это лето, когда главной темой обсуждений в Ф1 за последние несколько недель стало будущее Ферстаппена, после того как босс Mercedes Тото Вольфф подтвердил `переговоры`, происходящие за закрытыми дверями с окружением голландца, которое состоит из его отца и менеджера Раймонда Вермюлена.

Одна из теорий, возникших после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда больше, чем когда-либо, зависит от Ферстаппена, его окружение могло использовать свое влияние, чтобы оказать давление на владельцев и добиться увольнения Хорнера, намекнув, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если произойдет смена руководства.

Контракт Ферстаппена с Red Bull действует до 2028 года, но известно, что он содержит пункты о досрочном расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, по большей части избегая вопросов на эту тему.

Поэтому будет интересно посмотреть, как развернется ситуация. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут предположить наличие связи. Если он уйдет, это предположение будет опровергнуто.

Все еще влияют обвинения против Хорнера?

Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull был нанесен в феврале 2024 года, когда коллега-женщина выдвинула против него обвинения в неподобающем поведении. Характер обвинений, которые он постоянно отрицал, поставил должность Хорнера под угрозу, но он пережил своего рода медиа-шторм и был оправдан по результатам внутреннего расследования Red Bull. Апелляция сотрудницы Red Bull против этого решения была отклонена.

Именно в это время разгорелась вражда Хорнера с Йосом Ферстаппеном: голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера неприемлемым.

Крэйг Слейтер сказал в среду: `Совладелец Red Bull Чалерм Йювидья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока велись расследования некоторых проблем в компании, связанных с Хорнером, в течение последних нескольких лет – сотрудница-женщина выдвигала обвинения, по которым два внутренних расследования оправдали его. Йювидья поддерживал Хорнера в это время. Насколько я понимаю, эта поддержка со временем иссякла.`

Высокопоставленные уходы из Red Bull

Скандал также совпал с рядом очень громких уходов из Red Bull. Хотя перемещение персонала — это нормальное явление в Ф1, потеря трех наиболее важных фигур в успехе Red Bull не выглядела хорошо для Хорнера.

Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора Ф1 Адриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull почти с самого начала.

Когда-то близкие отношения между ними ухудшились, причем обвинения против Хорнера, как считается, стали одним из факторов в решении Ньюи уйти. Его уход был подтвержден в мае 2024 года, а позже он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.

До ухода Ньюи главный конструктор Роб Маршалл ушел в 2023 году в McLaren. Тот факт, что McLaren обошла Red Bull и стала доминирующей командой в спорте, может быть с этим связан.

Совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды в Sauber, которая в следующем году станет Audi.

Хотя некоторые уходы неизбежны, позволить трем столпам уйти за такой короткий период выглядит не очень хорошо, особенно на фоне снижения результатов.

Жертва борьбы за власть в Red Bull?

Также произошли значительные изменения в динамике руководства над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года, по-видимому, началась борьба за установление контроля над командой.

Хорнер находился в центре этой борьбы и имел поддержку таиландского совладельца Йювидьи, но не Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит 49 процентов бизнеса.

Матешиц не сохранил прямого оперативного контроля над командой в той мере, как его отец. Глава спортивного подразделения Red Bull Оливер Минцлафф, который также курирует футбольные операции компании, стал более заметной фигурой.

Именно Минцлафф отвечал за выражение благодарности Хорнеру за его службу в заявлении Red Bull, подтверждающем увольнение.

Хорнер обладал значительной властью в организации, но, похоже, она начала уменьшаться с 2022 года, даже несмотря на успехи на трассе.

Тед Кравиц сказал: `Похоже, австрийская сторона бизнеса, поддержанная Йосом Ферстаппеном, выиграла борьбу за власть. Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшее пребывание на посту неприемлемо. С чем именно это связано, станет ясно со временем.`

Признак проблем с двигателем Red Bull для 2026 года?

В следующем году произойдут изменения, которые многие считают крупнейшими в истории спорта, с введением более экологичных двигателей в качестве основного элемента.

Red Bull создала собственное подразделение Red Bull Powertrains, чтобы впервые построить свой собственный силовой агрегат.

Любому новому производителю двигателей было бы трудно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, похоже, усиливает эту задачу.

В паддоке Ф1 ходят слухи, что Mercedes лидирует в разработке двигателей для 2026 года, а также предположения, что Red Bull испытывает трудности.

Насколько нам известно, это всего лишь слухи. Но если руководству Red Bull сообщили, что проект идет не гладко, это могло повлиять на их восприятие работы, которую выполнял Хорнер.

Нам придется подождать до предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить представление о том, были ли проблемы с проектом силовых агрегатов.

Алексей Вихров
Алексей Вихров

Алексей Вихров — спортивный журналист из Санкт-Петербурга с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении теннисных турниров и Формулы-1. Ведёт авторскую колонку в нескольких спортивных изданиях, где анализирует тактические аспекты игры и берёт эксклюзивные интервью у спортсменов.

Все новости спорта в реальном времени