Теперь очередь Юки Цуноды занять то место, которое его новый босс регулярно называет “самым сложным местом в Формуле 1” – быть напарником Макса Ферстаппена.
После неспокойного, но чрезвычайно краткого пребывания Лиама Лоусона в Red Bull, всего в течение двух гонок в начале нового сезона, Цунода занимает его место с третьего этапа в эти выходные, который, по совпадению или нет, является его домашним Гран-при Японии в Сузуке.
Для Цуноды это повышение – шанс наконец доказать то, о чем он всем говорил некоторое время – что он готов бороться в лидерах Формулы 1.
Для Red Bull, несмотря на шок и критику, сопровождавшие их резкую смену пилота так рано в сезоне, уикенд в Сузуке даст им первую возможность начать выяснять, правильно ли они поступили, заменив Серхио Переса на второго пилота со второй попытки.
Почему Цунода считает, что его шанс запоздал
Еще в июле прошлого года, когда поползли слухи о будущем Переса на фоне нового спада в форме мексиканца, Цунода впервые начал публично выражать разочарование из-за отсутствия, как он считал, справедливой возможности подняться по карьерной лестнице Red Bull.
В то время японский гонщик проводил свой четвертый сезон в младшей команде и явно стал более зрелым и стабильным пилотом по сравнению со своими первыми днями в команде, при этом количество диких инцидентов на трассе, ошибок и вспышек по радио сократилось.
Постепенно прогрессируя рядом с более опытным Пьером Гасли после первоначального доминирования со стороны француза в свой дебютный 2021 год, Цунода выдержал новый вызов со стороны голландца Ника де Вриса в течение 10 гонок в начале 2023 года и теперь регулярно превосходил восьмикратного победителя гонок Даниэля Риккардо.
Рекорды Цуноды в Racing Bulls
Годы: 2021-2025
Старты в гонках: 89 (DNS x3)
Лучший финиш: 4-й
Финиши в очках: 27
Лучшая стартовая позиция: 3-й
Попадания в Q3: 31
Лучшее место в чемпионате: 12-й (2024)
Риккардо был возвращен в структуру Red Bull в предыдущем году после ухода из McLaren в качестве подстраховки на случай, если старшей команде понадобится опытный заменитель для все более нестабильного Переса. Но Цунода регулярно опережал его в квалификациях и гонках.
“Очевидно, я чувствую себя готовым, по сравнению с последними тремя годами, бороться против топ-команд, за более высокие позиции, даже с Максом или кем угодно”, – сказал Цунода на Гран-при Венгрии в прошлом году. “Но в конце концов, именно они будут решать, и это не то, что я могу контролировать. Поэтому я просто сосредоточен на том, что должен делать”.
Он также назвал “странным” предположение о том, что Red Bull в тот момент могли бы вместо этого выбрать продвижение неопытного Лоусона, который участвовал в пяти гонках вместе с Цунодой, заменяя травмированного Риккардо в сезоне 2022 года, но в настоящее время был их резервным пилотом.
Четыре месяца спустя, в ноябре, когда устойчивая потеря формы Пересом делала его положение рядом с Ферстаппеном все более шатким по мере приближения к концу сезона, и когда Лоусон теперь стал его постоянным напарником после того, как Red Bull прекратили эксперимент с возвращением Риккардо, разочарованный Цунода тверже заявил о своем праве на место в 2025 году.
“Я всегда говорю, что определенно заслуживаю этого места. Больше мне нечего сказать. Это зависит от них”, – сказал он. “Всякий раз, когда они продолжают присылать ко мне своих пилотов, чтобы победить меня, я просто продолжаю их уничтожать. Так что я собираюсь делать именно это”.
Рекорды Цуноды против напарников по команде
Очки не начисляются, если пилот не стартовал в гонке или если обе машины не финишировали; счет Цуноды указан первым
Пьер Гасли (2021-2022)
Квалификация Гран-при: 10-34
Гран-при: 12-31
Общие очки: 44-133
Ник де Врис (2023)
Квалификация Гран-при: 8-2
Гран-при: 8-2
Общие очки: 2-0
Даниэль Риккардо (2023-2024)
Квалификация Гран-при: 16-9
Гран-при: 12-12
Общие очки: 37-18
Лиам Лоусон (2023-2024)
Квалификация Гран-при: 9-2
Гран-при: 5-5
Общие очки 8-6
Исак Хаджар (2025)
Квалификация Гран-при: 1-1
Гран-при: 0-1
Общие очки 3-0
Отчасти благодаря убеждению спонсоров Honda, Цунода в конечном итоге получил шанс протестировать основную машину Red Bull впервые на постсезонных тестах в Абу-Даби в начале декабря, хотя к тому времени уже было почти открытым секретом, что Перес уходит, а Лоусон получает место.
Так и произошло несколько дней спустя, что, казалось, навсегда закрыло для Цуноды путь в главную команду – особенно с учетом того, что спонсоры Honda переходят в Aston Martin в конце 2025 года.
Но масштаб проблем Лоусона в первые две недели нового сезона и спешка, с которой Red Bull действовали после второго этапа в Китае, чтобы произвести замену, все изменили.
Что ждет Цуноду в Сузуке?
Первое, что Цунода явно захочет как можно быстрее освоить в свой дебютный уикенд, – это машина RB21, которую, как признают в Red Bull, даже Ферстаппен, в данный момент непросто обуздать.
В отличие от Лоусона, у Цуноды не будет преимущества предсезонных тестов, поскольку 24-летний гонщик впервые сядет за руль RB21 в реальности только тогда, когда загорится зеленый свет на первой тренировке в пятницу утром.
Пока неизвестно, дебют за старшую команду на домашнем этапе станет помощью или помехой, хотя, с положительной стороны, Сузука – это трасса, в которой Цунода совершенно не нуждается в представлении.
В своих трех предыдущих выступлениях в Формуле 1 там он ни разу не квалифицировался ниже 13-го места за Racing Bulls и финишировал 10-м на Гран-при в прошлом году, заработав свои первые домашние очки.
Излишне говорить, что единственный нынешний японский гонщик Формулы 1 получит огромную поддержку дома.
На, казалось бы, более послушной, хотя и менее конкурентоспособной машине, чем та, на которой он теперь будет выступать, Цунода также хорошо начал новый сезон в Racing Bulls, квалифицируясь в первой десятке во всех трех квалификационных сессиях и набрав очки, заняв шестое место в спринте в Шанхае.
Действительно, его результат в три очка почти наверняка был бы выше, если бы не стратегические просчеты Racing Bulls в двух Гран-при.
Цунода прошел подгонку сиденья и провел время на симуляторе на базе Red Bull в Милтон-Кейнсе на прошлой неделе, прежде чем вылететь в Японию, но именно на трассе в течение трех часовых тренировочных сессий перед субботней квалификацией в Японии он по-настоящему узнает, с чем ему предстоит работать.
Эти сессии будут посвящены укреплению уверенности в машине и налаживанию прочных рабочих отношений со своей новой командой и коллегами. Ранний импульс, который оказался так неуловим для неудачливого Лоусона.
Каких результатов ждут от Цуноды?
Хотя события последней недели подчеркнули, что время определенно имеет решающее значение в печально известной безжалостной программе Red Bull по работе с пилотами, руководство команды почти наверняка не будет ожидать от Цуноды сразу – если вообще когда-либо – соответствия быстрому и неумолимому темпу чемпиона мира Ферстаппена.
Так какова же на самом деле роль второго пилота Red Bull прямо сейчас?
Комментатор Sky Sports F1 Дэвид Крофт сказал: “Если думать о долгосрочной перспективе, если Юки получит долгосрочный контракт, он должен приблизиться к Ферстаппену в квалификации на пару десятых секунды.
“Он должен стабильно набирать очки и быть готовым использовать шансы, когда они ему предоставляются.
“Пока не думайте о том, чтобы победить Ферстаппена, хотя я уверен, что Юки очень хотел бы это сделать. Макс – лучший пилот на данный момент – у него не лучшая машина, но он лучший пилот в пелотоне”.
Исключительный талант Ферстаппена и неизменно впечатляющие результаты, которые действующий четырехкратный чемпион мира выжимает из сложной машины Red Bull – благодаря которым он занимает второе место после Ландо Норриса из McLaren в раннем чемпионате пилотов 2025 года – вот почему босс команды Кристиан Хорнер регулярно называет место, которое сейчас занимает Цунода, самым сложным в пелотоне.
“Юки нужно играть гонку, а не напарника по команде”, – советует Крофт о том, как подходить к роли напарника голландца.
“В дартс, скажем, вы играете против Люка Литтлера, вы играете не против человека, вы играете против доски, с 501 очка до двойного финиша как можно быстрее и забудьте о том, против кого вы играете.
“Юки нужно забыть о том, кто его напарник по команде, просто выходить и делать максимум, на что он способен, на каждой сессии, в каждой квалификации и в каждой гонке.
“Это, возможно, ослабит давление, под которым он теперь окажется, потому что существует огромная разница в давлении между гонками за Racing Bulls – несмотря на то, что они выступают очень хорошо и им очень не повезло не набрать очки в первых двух гонках – и гонками за Red Bull, которые ожидают побед, поул-позиций и чемпионств”.








